+
Проект 365. Каково это – снимать каждый день в течение года?
170
12
Наверх

Недавно фотограф Игорь Новиков закончил личный проект «365 дней фото», снимая каждый день. Сегодня Игорь подводит итоги эксперимента и рассказывает, почему этот проект — лучшее, что случалось с ним в творческом плане.


Год назад я поставил перед собой задачу: снимать в течение года каждый день. Во-первых, я был уверен, что это даст большой скачок и сильно укрепит в техническом плане. Во-вторых, я просто запутался. Что хочу снимать? Как? Узнают ли мои работы среди других? Смогу ли я найти свой цвет? Хотел бы подвести итоги эксперимента и рассказать вам, что же это за зверь такой — 365daysproject.

Идея

С самого начала я договорился с собой: буду делать законченную фотографию. «В рамку». Никаких ягодок в бокешке или лучиков на подоконнике. «Делать фотку каждый день» — не цель. Цель — каждый день заниматься фотографией.

Очищение

На первых этапах проекта у всех есть иллюзия массы идей. У меня было несколько нереализованных сюжетов, которые создавали впечатление багажа фантазии. Но этот «багаж» исчерпал себя в первые два месяца. К счастью, я был к этому готов и воспринял это как возможность выбросить из головы засидевшиеся образы и быть готовым к новым.

Знакомства

Я решился снимать фотографов, причем таких, которые превосходили меня по уровню в несколько раз. У меня не было бы возможности познакомиться с ними. «Ты фотограф, я фотограф, давай выпьем?» — выглядит странно. Да и вряд ли я бы стал вот так просто делать портреты незнакомым крутым фотографам, не боясь опарафиниться. Но во время 365 все по-другому, и позор — это не сделать фотографию. А после — хоть конец света. В итоге я получил весьма неплохие карточки в копилку, но самое главное, новых друзей. Мы часто общаемся до сих пор, они многому меня научили, и я всегда могу получить критику или совет.

Еще один человек занимает в моей коллекции почетное место. Хозяин нескольких ювелирных салонов и итальянских франшиз, он построил новый торговый центр, который покорил меня форматом и дизайном. Я связался с городским интернет-журналом и сказал, что, если запланируется интервью с этим персонажем, я готов бесплатно сделать эдиториал. Идея им так понравилась, что съемку организовали через несколько дней. Так мы познакомились с Александром, который рассказывал мне, как строилось здание, как он общался с Терри, мать его, Ричардсоном и как относится к облысению. И главное, остался доволен фотографиями.

Бессонная ночь

Разумеется, цель снимать творение ежедневно — это задача прыгнуть выше головы. Иногда случались серые дни. Однажды я просветил бутылку воды мобильным фонариком, спроецировав на стене причудливые разводы. Результат вышел интересным, я его снял. После я всю ночь ворочался, что опубликовал дичь. С утра я удалил картинку и пообещал себе больше не снимать «для галочки». В году откровенно недотягивающих дней было два десятка, которым я давал повисеть не больше недели, а после удалял.

Но приходили и волшебные моменты. Будучи у бабушки в деревне, я заболел, чувствовал себя ужасно, и снимать не хотелось. Но, опустив горемычную голову, пошел снимать гусей. Не знаю, на что я надеялся, но снимок удался. Получился паттерн из птиц, который опубликовали на сайте vogue.it. Я понял, что иногда и без мотивации будет результат, если прошибать лбом двери.

Проекты

Так как снимать приходилось постоянно, я был жадный до поводов. Поэтому отозвался на предложение отснять социалку для приюта животных. Мы собрали брутальных мужиков и маленьких котят. Как итог, приют раздал питомцев, а я получил первую бирочку за лучшую серию на Behancе.

Но делать проекты ежедневно невозможно, а находить модель на каждый день тяжело. Иногда приходилось выкручиваться самостоятельно, и я открыл для себя flatlay. Раскладывая на столе разные предметы, я старался разбираться в компоновке, изучал правила композиции и находил новых авторов. Я настолько увлекся, что сделал себе разные столешницы.

Но самый главный проект — это создание так называемых трипов. Находить поводы стало все труднее, и я решил один сделать цикличным. Собрались со студентами из фотошколы, взяли модель и поехали в поля кормить комаров. Получилась душевная вылазка с единомышленниками ради творчества, обучения, ну и шашлыков. После этого мы не пропустили ни одного воскресенья. Полсотни сборов, в любую погоду. Мы снимали под дождем, в жару, в снегопад, первого января. Если в какой-то день не хватало машин или моделей, мы собирались в студии смотреть видео-уроки, проводили творческие встречи с приезжими фотографами или рассматривали фотокниги. Нам захотелось привнести больше смысла и сюжетности в наши съемки. Мы скинулись и вытащили нашего земляка Пашу Денисенко из Нью-Йорка, чтобы он два дня рассказывал нам про фэшн-истории, эдиториалы, подготовку к съемкам, продюсеров и арт-директоров. Мы морозили его на улице, пока он давал нам мастер-класс, стуча зубами и повторяя «crazy bastards».

Наши съемки стали осознанней, мы добавляли истории. Трипы внесли самый большой вклад в мое портфолио. Три из них опять же попали в топы Behance, одну съемку опубликовали в новозеландском журнале.

Сопутствующие проекты

Контент стал накапливаться, и я решил, что стоит писать посты к фото. В итоге некоторые тексты вызывали внимая больше, чем изображения. Я стал писать статьи о фотографии. Некоторые из них публиковались на площадках онлайн-школ. Пару других переносил в лекции, создавая мотивационные речи. С выступлением «Фотограф. Глава первая» на благотворительном мероприятии мы собрали деньги для болеющего малыша.

Несколько раз я посещал выставки. Изучив их, я вел прямые трансляции в Инстаграме. Показывая снимки, рассказывая о них, подкреплял субъективностью. Такие эфиры сильно расширили аудиторию.

Путешествия

Дальше случилась Финляндия. Путешествие с 365, совсем не то же самое, что без него. Я открыл для себя тревел-фотографию. Раньше я мог не снимать в поездках либо снять одну-две карточки и тысячу бытово-отчетных, которые никто не смотрел. Но, изучая страны с камерой на плече, с обязанностью сделать что-то красивое, я понял, что привез с собой впечатления в физическом эквиваленте. Отобрав 30−40 фотографий, законченных, оформленных, я могу когда угодно вернуться в те приключения и пережить заново каждый день. Как бы пафосно ни звучало, но когда стараешься передать свой взгляд, в картинку вкладываются и твои эмоции. Никогда раньше у меня не получалось создать такой портал в прошлое. Снимки с поездки по Финляндии вошли в журнал, издаваемый в Рованиеми, родине Санта-Клауса!

Эти выводы я закрепил в поездке по Италии, также собрав для себя «омут памяти». Первые фотографии, которые стали воровать паблики-миллионники Вконтакте и Инстаграме.

Насколько я справился?

За этот год у меня вышла цифра 325. Иногда я снимал потоковую коммерцию, которую считал неподходящей проекту, порой меня просто не устраивал результат. Не кривя душой, скажу, что и передышки позволял, иссыхая творчески.

Не оправдываю, но и не виню себя. Если вы идете в качалку и пропустили занятие, значит ли, что проиграли и закончили? Я относился к проекту, как к тренировке, и главной для меня была регулярность. Также я остаюсь честным с собой. После того, как прошел год, счет закончился, потому что нужны были настоящие результаты опыта. А 325 съемок, черт возьми, дают основания для итогов.

Итоги и выводы

Проект 365 не дает вам халявить, вы не можете дать себе отсрочку, вроде «это хорошая идея, сниму ее, когда лучше подготовлюсь», или отговорку «не так уж и интересно, можно не снимать».

Это лучшее, что случалось со мной в творческом плане. Прошел самый насыщенный год. Я забил 6 жестких дисков, два сжег. Аудитория в Инстаграме увеличилась в 4 раза, страница на Behance обрела новую жизнь. Я стал намного уверенней. У меня были проблемы, которые я хотел решить, и цели, которых хотел добиться. Получилось и то, и другое. Тот Игорь, который затеял этот проект, остался доволен результатом. Но у Игоря, который этот проект закончил, другие амбиции и задачи.

Рекомендую ли я этот проект вам? Безусловно. Но дам пару наставлений. Первое — конечно, не пропускайте дни, как я. Но если уж пропустите, рвите дальше. Спортсмены не дадут соврать, что неважно, сколько подтянулся за раз, важно, сколько подтянулся за тренировку. Второе — не бросайтесь завтра. Конечно, не стоит ждать «когда я стану готов». Не дождетесь. Но поставить перед собой задачи и планы важно. Где вы хотите быть через год? Есть ли у вас неповторимый стиль? Говорят ли фотографии за вас? Обдумайте это, начните проект, и обещаю — через год вы себя не узнаете.

Когда я писал эту статью, мне иногда казалось, что я пишу то ли биографию, то ли карьерную историю. Хотя на самом деле, это рассказ, который длился всего 365 дней.

16 октября 2017
Автор и фотограф: Игорь Новиков
170
нравится 170 комментарии 12