«Через горы к морю»: 5 советов для прохождения знаменитого маршрута №30

«Через горы к морю» — это легендарный туристический маршрут по северо-западному Кавказу. Его путь проходит через несколько климатических зон: через хвойные леса, альпийские луга, ледник горы Фишт и заканчивается на субтропическом побережье Черного моря. Сегодня Мария Рыковская расскажет о своем опыте прохождения этого маршрута и даст несколько советов, которые помогут избежать лишнего дискомфорта во время похода.

«Через горы к морю» — это классический пешеходный туристический маршрут, который проходит через кавказский заповедник и выходит к морю в поселке Дагомыс. Расстояние  50 км. Продолжительность — 4 дня.

Это был мой первый поход. Чего ожидать — я не знала. Но решила, что надо ехать. Я человек физически подготовленный, с легкостью могу пробежать двадцать километров. Возможно поэтому я не придала значение другим вещам, которые могут доставить дискомфорт в походе, помимо быстрой утомляемости.

Мы выехали из Ростова-на-Дону, доехали до КПП Кавказского заповедника, где необходимо было купить пропуск для нахождения на территории и зарегистрироваться. Далее водитель отвез нас до Яровой поляны, где и начинался наш путь.

Моими спутниками были заядлые походники, которые пытались меня подготовить к маршруту, давали советы, что нужно взять обязательно, а без чего можно обойтись. Обязательно это трекинговые палки, походные ботинки, теплые вещи, спальник, толстый коврик и дождевик. Необязательно это литровый шампунь, 5 футболок и книги. Рюкзак будет весить минимум 15 кг и лучше бы ему быть заполненным тем, что действительно пригодится. Некоторые вещи я проигнорировала, о чем потом сильно пожалела.

Старт начинался в 8 утра. Был проливной дождь. Из одежды на мне была флисовая кофта и ветровка. Через 10 минут я была уже насквозь мокрая. Но во время ходьбы было не холодно.

Урок №1  — в походе обязательно нужен дождевик. Я решила, что смогу обойтись без него. А зря.

Нам нужно было преодолеть два перевала и спуститься к приюту Фишт, где у нас была запланирована первая ночевка. Расстояние — около 15 км.

На кавказском хребте еще лежал снег. Там цветет разнообразие горных трав. Запах стоит невероятный. Но в заповеднике строгий свод правил, например, ни в коем случае нельзя срывать, уносить, брать с собой растения. Многие из них занесены в красную книгу, поэтому нарвать букет не получится.

Первый привал — возле горного ручья. Для меня было еще одним открытием, что в такие походы воду брать не нужно. Потому что ее набираешь из горных речушек и ручьев. Вода в них очень чистая и вкусная.

Идти было тепло, но на привалах ветер пробирал, и я замерзала. Плечи начинало ломить под весом рюкзака. Я старалась не терять бодрость духа. Сопоходники выглядели невозмутимо, шутили и поддерживали меня.

Урок №2  оказывается у походного рюкзака есть ремень, который застегивается на поясе. Мне было бы намного легче, если бы он у меня находился на тазобедренных костях. Тогда бы нагрузка от рюкзака распределялась равномерно между плечами и прессом.

Под конец я уже не разбирала дороги. У меня отваливались плечи, было холодно и мокро. Поэтому я была рада до слез, когда мы наконец дошли до территории приюта Фишт. Как оказалось, мне не во что было переодеться, все теплые вещи были на мне и они промокли.

Урок №3  обязательно берите больше теплых вещей, тем более если вы знаете, что прогноз погоды обещает дождь. Не игнорируйте это. Я боялась, что мой рюкзак будет слишком тяжелым и легкомысленно выложила две лишние кофты. Спасло то, что ребята поделились со мной вещами, иначе ночь была бы трудной.

На территории приюта есть душ с холодной водой, беседки с кострищем, где можно развесить вещи, и туалет.

Второй день. Фишт. Операция спасения. Над приютом нависает гора Фишт, на которую мы планировали забраться. Высота 2867 м. Выйти нужно было очень рано.

Одной из особенностей этого места было то, что до обеда всегда стоит ясная и солнечная погода, во второй половине дня — идет дождь. Застать непогоду в горах опасно для жизни, поэтому нужно успеть спуститься вовремя.

Мы вышли примерно в 7:30 утра. С собой взяли перекус, теплые вещи и воду. Восхождение можно было назвать приятным. Чем выше поднимались, тем более захватывающие виды открывались перед глазами. Путь пересекали ледники. Для меня это был восторг. Пейзажи, которые раньше я видела только на экране, теперь были доступны мне вживую. К сожалению, достигнуть самой вершины Фишта у нас не получилось.

Урок№4  для восхождения нужен минимальный набор инструментов: кошки и ледоруб. Наш путь считался легким. Поэтому мы подумали, что взойти на вершину не составит труда. И ошиблись.

Перед нами шла более подготовленная группа и в одном участке они провесили веревки — подниматься нужно было прорубая ступени в леднике и опираясь на палки. Первый участок, метров 30, я взобралась, а второй, который был более крутым, я уже пройти не смогла. Со мной случилась банальная истерика. Я боюсь высоты, но решила испытать себя. Не получилось, зависла. Вцепилась в камень и сказала, что никуда больше не полезу. Но к моему счастью с вершины возвращались альпинисты из Перми, один из которых помог мне спуститься. На обратном пути я успокоилась и снова наслаждалась природой. Но это происшествие мы еще долго будем вспоминать.

Воды наверху набрать негде, и поэтому, если вас мучает сильная жажда, можно топить снег. Ну или есть его, кому что больше нравится.

День 3 — самый запоминающийся. Предстоял самый длинный переход. Из приюта Фишт нам нужно было пройти 22 км до приюта Бабук-Аул. В конце этого долгого перехода нас ждал бонус. В приюте должен был быть горячий душ и холодное пиво.

Тропа шла в гору через лес и два перевала и заканчивалась семикилометровым спуском. Я шла в конце нашей группы, отвлеклась на созерцание природы и вдруг услышала крики ребят: «Маша, медведь! Камеру, скорее!». Оказалось, что в метрах ста от нас на пологом склоне выше нашей тропы стоял медведь! Самый настоящий, бурый и дикий. Он лениво прошелся, обнюхал участок и скрылся в лесу. Мы были в восторге и ужасе. С одной стороны, когда ты еще увидишь медведя в дикой природе? Но с другой  он же может напасть! Тем более он пошел по направлению нашей тропы. Мы решили отпугнуть его и на протяжении двух часов шли и гремели посудой, пели песни и громко разговаривали.

Урок №5  не игнорируйте факторы опасности дикой природы. Если вы не видите медведя, то это не значит, что он не видит вас.

Самым тяжелым испытанием оказался для нас заключительный спуск, который нельзя было назвать технически сложным, но он был очень длинным и забрал у нас много сил. Мы натерли мозоли, у некоторых начали болеть колени и суставы. Недаром спуск называется «Веселым». Постоянно нужно думать о том, куда поставить ногу, чтобы не упасть. Кроме того, нас застал дождь и тропа стала скользкой. Расслабиться возможности нет и это очень морально и физически тяжело. Дорога казалась бесконечной.

Но после всех этих страданий нас встретил приют Бабак-Аул, который показался нам райским местом. Здесь действительно можно помыться под горячим душем и выпить холодного пива, чем мы немедленно воспользовались.

День 4. Заключительный. В этот день мы должны были преодолеть 17 км и выйти к морю. Ноги болели, но настроение было боевым. На Бабук-Ауле можно было нанять машину, но мы решили этого не делать. Нужно дойти до конца самостоятельно. И мы дошли. По пути мы делали привалы, видели два водопада, купались в горной реке.

Финиш  село Солохаул, откуда автобус едет в Дагомыс.

В общей сложности, с подъемом на Фишт, мы прошли 75 км. Трудности позволяли ценить простые вещи  попить ледяной воды из ручья, искупаться в горной реке, наконец съесть бутерброд на привале. После этого ты счастлив и готов к новым свершениям.

Ребята, с которыми я шла, преодолевали маршрут с двадцатикилограммовыми рюкзаками, натерли мозоли, промокли, но при этом ни разу не пожаловались, шутили, смеялись. Именно благодаря им я не позволяла себе унывать и дошла до конца.

Пойду ли я в поход снова? Да! Даже не сомневаюсь. Если вас куда-то несут ноги, они определенно приведут вас к чему-то невероятному.