+
Выставки: куда сходить в августе
135
3
Наверх

august-exhibitions-00

В этой небольшой подборке Екатерина Лонская решила рассказать о выставках, которые, по её мнению, обязательно стоит посетить в августе.

1. Безусловно, начну я снова с потрясающей выставки, посвященной Льву Баксту «Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения». После выставки в Петербурге, вызвавшей у меня недоумение не только организацией экспозиции, но и её наполнением, выставку в Москве я ждала с особым нетерпением! И Пушкинский музей в очередной раз не разочаровал: двести пятьдесят живописных произведений, оригиналы фотографий, графика, редкие книги, архивные документы, а также эскизы сценических костюмов к балетам петербургских театров и к постановкам Дягилева! Пушкинский музей подготовил богатую образовательную программу: экскурсии проходят на одном дыхании, потому что все сотрудники музея кажутся влюбленными в Бакста и рассказывают с таким оживлением и энтузиазмом, что часы пролетают как один миг! Лекторий работает все лето и знакомит заинтересованных слушателей с различными аспектами жизни и творчества Бакста. 16 августа в Мусейоне состоится завершающая лекция образовательной программы, билеты на которую можно купить на сайте музея.

august-exhibitions-02

На выставке особое внимание стоит обратить на костюм Вацлава Нижинского к балету «Призрак розы» (1911 год), его предоставил музей Академии Вагановой. Так как этот музей закрыт для посетителей, то возможность увидеть оригинальный, абсолютно бесценный костюм легендарного танцовщика кажется мне уникальной возможностью, которую нельзя пропустить! История обретения этого костюма также заслуживает внимания. В 1961 году Санкт-Петербург посетила вдова Нижинского Ромола, которая и подарила его Вагановской Академии, выпускником которой был её муж Вацлав Нижинский. В этом костюме герой Нижинского, воплощая собой душу цветка, кружил в танце-сне Девушку (Тамару Карсавину), а в финале взмывал вверх в своем непередаваемом прыжке и улетал навсегда!

Огромный вклад в наполнение выставки внесли также костюмы из фонда Александра Васильева. Любоваться и восхищаться ими можно бесконечно, находя в них вдохновение  и сегодня.


2. Продолжая тему театра, хочу рассказать о выставке «Тузы, дамы, валеты. Двор и театр в карикатурах И. А. Всеволожского из собрания В. П. Погожева», которая проходит в музее «Царицыно».  И. А. Всеволожский был директором императорских театров в течении 18 лет (1881–1899), этот период нередко называют «золотым веком» русского императорского театра, ведь именно Всеволожский заказал «Спящую красавицу» и «Щелкунчика» Петру Ильичу Чайковскому! Мало того, он нарисовал эскизы костюмов к этим двум балетам. На выставке представлены 150 остроумных карикатур (140 никогда раньше не публиковались), которые директор императорских театров нарисовал на своих современников (1880–1890 гг). Роскошь царского двора, интриги и хитрые переплетения судеб — карикатуры Всеволожского, как лакмусовая бумажка, обнажают истинную жизнь блестящего великолепием XIX века!

august-exhibitions-03

«Петербург сам представлял собою театр. Партер здесь — городская площадь, ложи — великосветские салоны, кулуары в антрактах — бульвар-променад. И везде разыгрывается грандиозный спектакль, построенный в соответствии с этикетом, изощрённым придворным дресс-кодом и отточенной хореографией. Театр — своеобразная империя, а Российская империя, как и жизнь императорского двора, во времена Всеволожского все более и более напоминала театр».

На выставке также можно увидеть театральные костюмы, выполненные по эскизам Всеволожского.


3. Выставку Ивана Айвазовского в Третьяковской галерее уже посетило больше зрителей, чем ставшую легендарной выставку Серова! В среднем её посещает 5000 человек в день! Приуроченная к 200-летию со дня рождения художника,  выставка представлена 150 картинами и 55 графическими произведениями. Когда я узнала о таком количестве картин, то первой моей мыслью было «А почему же так мало?» Ведь этот удивительно «плодовитый» художник, поэт и певец моря, создал около 6000 картин! Сложно даже представить себе такое количество! Но ведь вы, наверное, замечали, что почти в каждом, даже самом маленьком и незначительном музее нашей страны обязательно найдется 1–2 картины Айвазовского! Для выставки в Третьяковской галерее кураторы, проделав огромную работу, отобрали «самые значительные и качественные произведения», чтобы представить художника во всем блеске и раскрыть всю глубину его таланта.

august-exhibitions-04

Я всегда поражалась судьбе Айвазовского! Ведь так редко можно прочитать о подлинно счастливой жизни творческого человека. Иван Константинович Айвазовский жил и работал во время царствования четырех императоров, и при каждом из них был востребован и любим. «В течение жизни его картины были представлены на многочисленных выставках (60 выставок были персональными!) в России, Европе и Америке, Айвазовский стал  почетным членом Амстердамской, Римской, Флорентийской, Штутгартской, Парижской академий художеств. Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге признала его академиком, а затем и профессором живописи. С 1884 года он был назначен художником Главного морского штаба. Правительства России, Франции, Турции и ряда других стран неоднократно награждали Айвазовского орденами своих государств».

Москвичи этой выставке особенно рады, ведь большая часть самых известных работ Айвазовского всегда была сосредоточена в Санкт-Петербурге, а сейчас мы можем увидеть лучшие картины художника, собранные со всего мира, в Москве!

И не забудьте заказать билет на сайте, чтобы не растратить силы и энтуазизм, стоя в бесконечно длинной очереди!


4. В Северной столице стоит заглянуть в Эрмитаж на выставку «Эрте — гений ар-деко: возвращение в Петербург». Роман Петрович Тыртов (1892–1990) — гений ар-деко, законодатель моды, великолепный иллюстратор и художник по костюмам. В 1912 году он навсегда уезжает из Санкт-Петербурга. Начало его карьеры связано с известным модельером Полем Пуаре, у которого Эрте (сокращение от настоящего имени Р.оман Т.ыртов) работал в 1913–1914 годах. Эрте помогал Пуаре создавать костюмы для театральных постановок, вдохновляясь эскизами Бакста. Спустя несколько лет он лично познакомится с Дягилевым и Анной Павловой и создаст эскизы костюмов для нескольких балетных постановок. С 1915 году Эрте начнет легендарное сотрудничество с журналом Harper’s Bazaar, и на протяжении двадцати лет каждый месяц обложку этого журнала будут украшать рисунки Эрте. Поражает его разносторонняя образованность, необычайная широта кругозора и оценки явлений: Эрте пишет о моде, о светской жизни, рисует эскизы костюмов для театров и модных домов, его иллюстрации появляются в Vogue и Cosmopolitan, его сценография и костюмы блистают в голливудских фильмах студии Metro-Goldwyn-Mayer!

august-exhibitions-05

В России выставка работ Эрте проводится впервые, в её основе частное собрание коллекционера из Лондона Майка Эсторика, отражающее все этапы творческой эволюции Эрте. Можно увидеть эскизы, сделанные Эрте для модных домов Парижа до начала Первой Мировой войны, обложки журнала Harper’s Bazaar и большое количество театральных рисунков, в том числе декорации и костюмы для оперных и балетных спектаклей, мюзик-холлов, бродвейских шоу. По возможности,  посетите выставку с экскурсией — 19 августа в 19:00 и 24 августа в 18:00 у вас есть шанс на нее попасть!


5. В мае в Москве открылся Музей русского импрессионизма. Собрание музея демонстрирует картины выдающихся российских художников: Василия Поленова, Валентина Серова, Константина Коровина, Игоря Грабаря, Юрия Пименова, Бориса Кустодиева и многих других.

В основной экспозиции Музея русского импрессионизма представлено большое количество картин, которые были возвращены на родину из-за рубежа или никогда раньше не выставлялись. До сих пор словосочетание «русский импрессионизм» звучит ново и непривычно. Возможно, русскому импрессионизму не дал окрепнуть зародившийся через короткий промежуток времени авангард. Но как пишут сами кураторы выставки, «несмотря ни на что, многие художники и до, и после политического переворота в стране, продолжали творить в импрессионистической стилистике, продолжали экспериментировать на своих полотнах со светом, цветом, стремились передать настроение, эмоцию, уловить тончайшие вибрации». Ведь не раз, глядя на картины Пименова и Грабаря (моя бесконечная любовь!) в душе поднимается та легкая и чарующая волна подлинного восхищения, которую дарит их воздушная живопись. Мне кажется, «наши» художники-импрессионисты проникают в сердца глубже, потому что «русская» душа волнуется от вида родных пейзажей, эмоции наполняются глубиной и смыслом, светлой грустью и близостью. И каждый мазок нам понятен и мил, потому что воплощает наше «родное, сущее».

august-exhibitions-06

«В 2012 году за проект реставрации и превращения бывшего мукомольного склада необычной формы — цилиндра с прямоугольным параллелепипедом на крыше — в современный музей взялось британское архитектурное бюро John McAslan + Partners. В итоге продовольственный склад превратился в настоящий музейный комплекс общей площадью 1 000 м2».

В музее проводятся сборные экскурсии для взрослых, работает медиацентр и лекторий. Основная экспозиция представлена в Москве до сентября, после чего отправится в Софию (Болгария), где пробудет до декабря. Поэтому в августе обязательно посвятите Музею русского импрессионизма утро выходного.

16 августа 2016
135
нравится 135 комментарии 3