+
Флоренция. Капелла Волхвов
93
4
Наверх

firenze-capella-dei-magi-00

На свете нет ничего более достойного,
чем превосходить других в щедрости.

Лоренцо Великолепный

Если в канун зимних праздников вам посчастливилось оказаться во Флоренции, за сказочным настроением отправляйтесь в палаццо Медичи-Риккарди. В самом сердце дворца времен раннего Возрождения вот уже века скрыта настоящая драгоценность: волшебная капелла Волхвов.

Флоренция XV века — центр искусств, самый богатый и самый передовой город Европы. Здесь развивается торговля и процветает банковское дело. А власть сосредоточена в руках самой влиятельной флорентийской семьи. Медичи, вдохновители Ренессанса, фактически правят городом.

Купцы и банкиры, они не могли похвастаться аристократическим происхождением, и для возвышения своего имени Медичи оказывают покровительство самым выдающимся творцам эпохи Возрождения: Брунеллески, Донателло, Боттичелли, Микеланджело, Леонардо…

firenze-capella-dei-magi-01

Художники, скульпторы и архитекторы создавали величайшие шедевры на деньги Медичи, прославляя Флоренцию и заказчиков. Так Медичи творили свой миф (или бренд), который переживет века. Расчет Козимо, главы семьи, был верным: именно покровительство искусствам принесет Медичи власть и бессмертие.

Они вкладывали в произведения искусства такие огромные суммы и пользовались ими так умело, что все политические конкуренты семьи вынуждены были признать поражение и влияние Медичи становилась безраздельным.

При поддержке Козимо архитектор Филиппо Брунеллески возводит купол собора Санта Мария дель Фьоре, который ошеломляет всю Европу. Отныне проект века навсегда связан с именем Медичи. Стратег и дипломат, для «продвижения» и возвышения династии в 1439 году Козимо добивается переноса Вселенского Собора во Флоренцию. Главы католической и византийской церквей, самые богатые и знатные люди со всего света приезжают во Флоренцию. Лучшего способа явить миру чудо-город и представить себя его главой трудно было вообразить!

В 1444 году Козимо Старший заказывает архитектору Микелоццо строительство дворца. Палаццо должно было стать не только домом для большой семьи, но и штаб-квартирой банка Медичи, имеющего отделения по всей Европе, а также укрепить статус властителей Флоренции. Занимая стратегическое положение рядом с Дуомо и соборами Сан-Лоренцо и Сан-Марко, патронами которых являлся Козимо, дворец обозначал, что целый район Флоренции отныне является «кварталом Медичи» и центром городской власти.

firenze-capella-dei-magi-09

Снаружи палаццо украшали гербы Медичи, внушавшие трепет и уважение и флорентийцам, и многочисленным гостям города. Но для тех, кто был допущен в сам дворец, этого было недостаточно. Каждый иностранный посол, важный гость, враг или союзник, должен был получить ясное представление о богатстве и могуществе семьи. И для этого Козимо снова вкладывает деньги в искусство, заказывая в 1459 году флорентийскому художнику Беноццо Гоццоли роспись домовой капеллы.

Через 5 лет капелла будет готова. Беноццо Гоццоли, художник, известный тем, что умеет «рассказывать истории», создаст настоящее чудо.

firenze-capella-dei-magi-03

Небольшая по площади комната станет похожей на расписную драгоценную шкатулку. Фреска с сюжетом поклонения Волхвов единым полотном протянется на три стены и будет стоить баснословных денег: на нее не жалеют ни золота, ни лазурита.

firenze-capella-dei-magi-04

Тема поклонения Волхвов была выбрана неслучайно.

В разработке иконографической программы участвовал сам Козимо. Как известно, Волхвы, восточные короли, следовали за Путеводной звездой, что вела их из дальних стран через Иерусалим в Вифлеем поклониться младенцу Иисусу Христу и принести ему богатые дары. В католической традиции этот день назван Богоявлением и отмечается 6 января.

Тем не менее, на этой богатейшей фреске нет ни младенца Христа, ни девы Марии, присутствие которых в сцене поклонения обязательно. Козимо Медичи и Беноццо Гоццоли останавливают свой выбор только на шествии Волхвов, ведомых Вифлеемской звездой из Иерусалима.

Путешествие трех королей — Каспара, Мельхиора и Бальтасара — превращается в бесконечное торжественное шествие под предводительством членов семьи Медичи. А пышный кортеж составляют выдающиеся современники.

Возможно, три короля — идеализированные изображения Козимо Медичи (старый король), его сына Пьеро (средний король) и молодого Лоренцо Великолепного. Хотя утверждать этого точно нельзя.

firenze-capella-dei-magi-05

Тем не менее, шествие Волхвов — настоящий семейный альбом. Среди тех, кто следует за молодым королем: Козимо Старший (на рыжем муле), слева от него — сын, Пьеро «Подагрик» (прозвищем своим он «обязан» наследственному заболеванию), справа — миланский герцог Галеаццо Мария Сфорца и Сиджизмондо Малатеста из города Римини (союзники Медичи). Также в толпе можно различить Лоренцо и его брата Джулиано.

firenze-capella-dei-magi-06

Удивительно, но именно этот религиозный сюжет позволил художнику продемонстрировать могущество, богатство, славу и честолюбие семейства Медичи. Каждый, кто был допущен в эту капеллу, понимал: вокруг этих Медичи вращается мир!

По замыслу Беноццо Гоццоли, пейзажи Иерусалима превращаются в холмы Тосканы, наполняются невиданными животными (которых, без сомнения, привозили во Флоренцию чужеземцы во время проведения Вселенского собора), сценами охоты, деталями из повседневной жизни. Чего стоят только эти драгоценные сбруи, редкие ткани и восточные одежды!

firenze-capella-dei-magi-07

Около 150 человек составляют этот пышный кортеж. Беноццо Гоццоли — мастер деталей, наделяет каждого индивидуальными особенностями, с большим вниманием подходит к созданию одежд и украшений для каждого персонажа, тщательно прорисовывает сцены охоты и пейзажи, создавая эффект драгоценной мозаики, от которой невозможно оторваться.

В толпе, где встречаются Папа римский и представитель греческой церкви, флорентийский поэт и византийский император, художник изобразил и самого себя. В красном головном уборе он внимательно смотрит на зрителя.

firenze-capella-dei-magi-08

21 декабря 2016
93
нравится 93 комментарии 4