+
Скульптура Микеланджело, Часть 1
128
10
Наверх

michelangelo-sculpture-part-i-00

Рена Махмудова, автор лекций об искусстве и культуре Италии, продолжает рассказ о великих мастерах итальянского Возрождения. Сегодня речь пойдет о Микеланджело и его ранних скульптурных работах, среди которых Пьета и Давид.

michelangelo-sculpture-part-i-01

1. Голова Фавна (утрачена)

Микеланджело ди Лодовико Буонаротти Симони родился в тосканском городе Капрезе, что расположен между Флоренцией и Ареццо.

Его отец, мелкий флорентийский дворянин Лодовико Буонаротти, состоял на службе в этом городке. Вскоре семья возвращается во Флоренцию, а малолетнего Микеланджело отправляют в поместье Буонаротти в Сеттиньяно в трёх милях от города и, по обычаям того времени, отдают кормилице на воспитание.

Местность в Сеттиньяно скалистая, здесь живут скульпторы и каменотёсы. Работа с камнем в те времена не считалась престижной, напротив, это было «низким» и тяжелым ремеслом. Скульпторы не относились к «творцам изящного и прекрасного» и входили в одну гильдию с деревообработчиками и каменотёсами. Именно Микеланджело вернет скульптуре славу и блеск, утраченный со времен античности.

Итак, мальчик Микеланджело проводит раннее детство в семье каменотёсов. Позже Джорджо Вазари перескажет в своих «Жизнеописаниях…» слова Микеланджело: «Джорджо, если и есть что хорошее в моем даровании, то это оттого, что я родился в разреженном воздухе аретинской вашей земли, да и резцы, и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлек из молока моей кормилицы».

Когда приходит время учиться, Микеланджело возвращается во Флоренцию. Он обучается грамоте, математике, но его страсть — рисование. Рисует он постоянно, много и жадно. Тайком. Отец Микеланджело уверен, что живопись — дело недостойное, на которое не стоит тратить время. А уж младшие братья и вовсе сделали его мишенью для бесконечных насмешек.

Тем временем, друг детства Микеланджело, Франческо Граначчи, устраивается учеником в мастерскую художника и приносит ему рисунки. Граначчи нравится отцу Микеланджело, он принимает его в своем доме и за разговорами с мальчиком решает присмотреться к мастерской братьев Гирландайо.

Доменико и Давид Гирландайо — одни из лучших рисовальщиков своего времени (наряду с Боттичелли и Перуджино, будущим учителем Рафаэля), их мастерская престижна и процветает под покровительством Лоренцо Медичи.

Микеланджело исполняется 14 лет, когда отец подписывает контракт с братьями Гирландайо: мальчик будет учиться живописи в течении трёх лет, жить с другими учениками, помогать во всем своим учителям, за что ему будет выплачиваться скромное вознаграждение.

Учеником Микеланджело был прилежным, одним из лучших, он постоянно рисовал и преуспел в мастерстве рисунка так, что всякий раз удивлял учителей. По свидетельствам Вазари, Микеланджело был настолько дерзок, что позволял себе исправлять работу Доменико Гирландайо, а тот, лишь говорил: «Ну, этот знает больше моего», не без грусти признавая, что талант ученика превосходит его собственный.

Прошел первый год в мастерской Гирландайо. Микеланджело начал понимать, что дело его жизни — скульптура, и что инструменты его — не кисти, а резец и молот.

В это самое время Лоренцо Медичи, желая возродить искусство скульптуры, забытое со времен античности, открывает сад базилики Сан-Марко, где будущие скульпторы могли бы учиться среди древних статуй из коллекции Медичи. Когда Лоренцо спросил у Гирландайо, нет ли у него в мастерской юношей, имеющих склонность к скульптуре, тот с радостью отрекомендовал Микеланджело, желая избавиться от талантливого сверх всякой меры ученика. Вместе с ним в сады Сан-Марко отправляется и Франческо Граначчи.

В садах Медичи юный Микеланджело создал одно из своих первых скульптурных произведений: голову старого фавна. Едва он закончил работу, как увидел в саду Лоренцо Великолепного и, желая признания своего таланта, представил ему скульптуру. Лоренцо взглянул на фавна и отметил, что он прекрасен, но одно лишь его смущает: этот фавн — старик, а у него на месте все зубы. Скульптор должен быть наблюдательным и отображать действительность. Порывистый и ранимый Микеланджело тут же взял резец и молот и выбил фавну несколько зубов.

Лоренцо, проницательный и мудрый человек, разглядел и талант, и сложный характер Микеланджело, а вскоре и полюбил как родного сына, ввел в свой дом, представил семье и друзьям.

Та самая голова фавна не сохранилась, до наших дней дошла лишь фреска Оттавио Ваннини (XVII века), иллюстрирующая эту историю.


michelangelo-sculpture-part-i-02

2. Битва кентавров
Дом Буонаротти, Флоренция

17-летний Микеланджело живет в палаццо Медичи, он знаком с самыми выдающимися флорентийцами, участвует в праздниках, собраниях и становится частью прекрасного мира Лоренцо Медичи.

Лоренцо Великолепный — величайший меценат эпохи Возрождения, покровитель искусств и ценитель красоты. Молодой, богатый, щедрый, он душа Флоренции, законодатель мод, им восхищались и его ненавидели. С ним стремились дружить, а его покровительство было лучшим, что могло бы случиться с человеком искусства.

Кружок Лоренцо — это группа единомышленников, вдохновленных античной литературой и красотой. В него входят литератор Анжело Полициано, философ Марсилио Фичино, художник Сандро Боттичелли и многие другие блестящие умы своего времени.

Микеланджело увлеченно постигает искусство скульптуры, его учитель — мастер Бертольдо, ученик самого Донателло, даст ему совет, который будущий великий творец пронесет через всю жизнь: «Рисуй!». Так за свою долгую жизнь Микеланджело сделает сотни, тысячи рисунков, каждый раз приступая к новой работе.

Микеланджело порывист и сложен в общении, само собой, у него появляются завистники. Один из них, его товарищ Торриджани, не выдержав превосходства таланта Микеланджело, в ярости набросился на него и ударил по лицу, сломав и навсегда изуродовав нос. Лоренцо был в гневе, а Торриджани пришлось бежать из Флоренции опасаясь мести Медичи. Микеланджело будет всю жизнь страдать, осознавая, что и лицо, и тело его далеки от совершенства, к которому он будет стремиться всю жизнь в своем искусстве.

В 1492 году Микеланджело, вдохновленный работой Бертольдо, античными саркофагами и сюжетом, предложенным Анжело Полициано, создает мраморный рельеф «Битва кентавров». Мастерски сочетая традиции античности, идеи принятые при дворе Медичи, Микеланджело поражает всех.

Он изображает ожесточенную схватку, нагромождение человеческих тел, передает ощущение мощи и энергии духа, что вырывается из материи.

Именно с «Битвы кентавров» начинается Микеланджело. В нем просыпается интерес к изображению человеческого тела и движения. А именно: прекрасного мужского тела в самых разных его положениях.

С ранних лет Микеланджело проявляет интерес к анатомии. Для изучения человеческого тела он вскрывает трупы в мертвецкой церкви Санто Спирито. Именно это, запрещенное церковью занятие, поможет совершенствоваться в искусстве рисунка (тем же в увлечен и Леонардо).

«Битва кентавров» находится в Доме Буонаротти (сам скульптор там никогда не жил, это дом его племянника, Лионардо). Оказавшись во Флоренции, не пропустите этот исключительный музей, совершенно необходимый для постижения искусства великого Микеланджело.


michelangelo-sculpture-part-i-03

3. Спящий купидон (утрачено)

Тем временем, тучи над домом Медичи сгущаются.

Весной 1492 года умирает Лоренцо Великолепный, его друзья безутешны. Микеланджело подавлен, кроме того, наследник Лоренцо, Пьеро де’Медичи, не так благосклонен к нему, что вынуждает его вернуться в отцовский дом.

Проповеди бесноватого монаха Джироламо Савонаролы обращают флорентийцев против Медичи. Город восстает против своих покровителей, и потомки Лоренцо Великолепного вынуждены бежать из Флоренции. За одну ночь в городе исчезают все гербы Медичи.

Кроме того, во Флоренции вспыхивают костры тщеславия, в которых горят произведения искусства, изящные украшения, одежда и предметы роскоши. Обезумевший от потери друга Сандро Боттичелли, своими руками бросает в огонь свои картины.

Микеланджело на год уезжает в Болонью.

За это время во Флоренции провозглашают республику и выбирают новое правительство. Микеланджело в поисках новых заказов возвращается в родной город.

В свой мастерской он создает дивную скульптуру спящего Купидона. Ему советуют состарить его, закопав в землю, и, выдавая за античную, дорого продать её в Риме, где коллекционирование предметов древности вошло в моду. По легенде, Микеланджело отказался, и авантюру провернули у скульптора за спиной. Торговец древностями Бальдассаре дель Миланезе продал статую римскому кардиналу Риарио. Тот вскоре узнал об обмане и в гневе вызвал Микеланджело в Рим, желая вернуть статую и наказать скульптора. Познакомившись с Микеланджело, кардинал передумал и решил оставить его возле себя, ведь скульптор, которому удалось обмануть кардинала, так искусно изваяв и состарив статую, обладает несомненным талантом!

Cтатую купидона ещё не раз продавали, дарили и передаривали, пока не потеряли. А скандальная история принесла Микеланджело известность.

michelangelo-sculpture-part-i-04

4. Пьета
Собор Святого Петра, Ватикан

Микеланджело состоит на службе у кардинала Риарио, особых заказов не получая. Он полон раздражения и решимости вернуться во Флоренцию когда его покровитель, флорентийский банкир Якопо Галли, представляет его богатому и знатному кардиналу, послу французского короля при дворе Папы. Кардинал заказывает скульптурную группу Пьета («Оплакивание Христа») для своего надгробия. Якопо Галли обещает ему, что Микеланджело создаст самую прекрасную статую на свете.

В 1499 году 24-летний Микеланджело представляет статую, которая вызывает восхищение и божественный восторг. Кардинал обратился к Микеланджело: «Если это твоя заря, то каким же будет твое завтра?»

Позже о Пьете напишет Джорджо Вазари: «Здесь и нежнейшее выражение лица, и некая согласованность в привязке и сопряжении рук и в соединении туловища и ног, и такая обработка кровеносных сосудов, что поистине повергаешься в изумление, как могла рука художника в кратчайшее время так божественно и безукоризненно сотворить столь дивную вещь; и уж конечно чудо, что камень, лишенный первоначально всякой формы, можно было когда-либо довести до того совершенства, которое и природа с трудом придает плоти».

michelangelo-sculpture-part-i-04-1

Многие критиковали Микеланджело за то, что Дева Мария, мать 33-летнего Христа, выглядит моложе своего сына. Но в этом и заключена глубокая философская задумка Микеланджело. «Дочь своего сына!» — всё время твердил он. Так он хотел выразить мысль глубоко почитаемого им Данте: Иисус — воплощение Бога, создателя всего сущего, отца всех и каждого. Кроме того, Дева Мария непорочна, а непорочность всегда молода.

В свое творение Микеланджело вложил всю любовь, веру и силы. Однажды он услышал, как восхищенные странники толпились вокруг скульптуры, гадая, кто же автор этого чуда. И когда Микеланджело услышал их предположения о том, что, скорее всего, это их знакомый из Ломбардии, он решил оставить подпись на своей работе. Однажды ночью он пробрался в собор с резцом и светильником и вырезал свое имя на поясе Девы Марии.

Вскоре слухи о чудесном творении облетели всю Италию, а Микеланджело сделали знаменитым.


michelangelo-sculpture-part-i-05

5. Давид
Галерея Академии, Флоренция

Тем временем во Флоренции, у дальней стены собора Санта Мария дель Фьоре лежит глыба мрамора. Микеланджело знал о ней и хотел создать статую гигантских размеров.

И вот он получает заказ от городского совета, гильдии торговцев шерстью и попечителей Дуомо на создание статуи Давида для фасада собора. Микеланджело отдают и глыбу мрамора. К слову, её считали ненужной, после того как она была испорчена мастером Агостино ди Дуччо.

Пройдет совсем немного времени и Микеланджело совершит чудо, оживив то, что было мертвым.

Статуя Давида, библейского юноши, победившего Голиафа, должна была стать символом молодой Флорентийской республики, освободившейся от тирании Медичи. Микеланджело принимается за работу, которая станет символом победы над семьей, которую он когда-то любил. Но Микеланджело прежде всего скульптор и патриот Флоренции. Всё, чего он хочет, — это освободить из куска мрамора заключенное в ней совершенство. Он уже точно знает, каким будет его Давид, видит статую в своем воображении.

Ему советуют использовать высоту для поверженного лежащего Голиафа, а меньшую часть — для изящной фигуры юного Давида. Микеланджело, недоумевая, зачем изображать побежденного, запирается в своей мастерской и решает работать в тайне.

Он создает рисунки и уменьшенные модели, ищет ракурсы, положения и распределяет пропорции, на это уходит бóльшая часть времени. Наконец, Микеланджело лепит фигуру из воска, погружает её в ванну с водой и начинает работать с мрамором. Он будет продвигаться к своей цели день за днем, выливая воду из ванны и высвобождая гиганта из куска мрамора. Микеланджело признавался, что высекает свои статуи он очень быстро, будто нечто неведомое владеет его рукой.

Он был тем, кого сегодня называют трудоголиком: почти не ел, мало спал, не принимал гостей, совсем не мылся и мог проснуться среди ночи, чтобы продолжить работу.

Прошло 3 года, статуя была готова, но появился вопрос: куда её поставить? Для фасада она слишком велика. Была создана комиссия, в нее входили Леонардо, Боттичелли, Филиппино Липпи и другие выдающиеся флорентийцы. Каждый выступал со своим предложением. Но Микеланджело точно знал: его Давид должен стоять на площади Синьории, в самом сердце его возлюбленной Флоренции.

В 1504 году статуя была установлена. Давид Микеланджело поразил весь мир не столько обнаженностью своего идеального тела, сколько божьей искрой заключенной в нём. Он ещё не вступил в схватку, но уже ясно: перед нами герой. Ведь он настолько решителен, наполнен внутренней силой, что он уже победитель, и не победить он не может!

michelangelo-sculpture-part-i-05-3michelangelo-sculpture-part-i-05-1michelangelo-sculpture-part-i-05-2

О ней напишет Вазари: «Когда же статую установили окончательно, он раскрыл её, и поистине творение это затмило все известные статуи, новые и древние, будь то греческие или римские: с такой соразмерностью и красотой, с такой добротностью закончил её Микеланджело. Ибо и очертания ног у нее в высшей степени прекрасны, а сопряжение и стройность бедер божественны, и позы столь изящной не видано было никогда, ни грации, ни с чем не сравнимой, ни рук, ни ног, ни головы, которые настолько отвечали бы каждому члену этого тела своей добротностью, своей искусностью и своей согласованностью, не говоря уже об их рисунке. И, право, тому, кто это видел, ни на какую скульптуру любого мастера наших или других времен и смотреть не стоит».

Микеланджело 29 лет, когда он заканчивает «Давида». Впереди у него 60 лет жизни, создание великих произведений искусства, таких как потолок Сикстинской капеллы и купол собора Святого Петра.

Продолжение следует!

02 ноября 2016
128
нравится 128 комментарии 10