+
Скрипичная мастерская: взгляд изнутри
90
8
Наверх

Во все времена любое сложное ремесло не оставляло равнодушным практически ни одного человека, ведь наблюдать за мастерами, одержимыми своим любимым делом — редкое удовольствие. Есть в этом процессе какая-то особенная энергетика, волшебство. Как человек способен собственными руками сотворить предмет, который производит звук, а при помощи музыканта — мелодию, которая заставляет вспомнить прошлое, радоваться или плакать, вдохновляет на новые свершения? Безусловно, это чистая магия, в чём сегодня мы убедимся лично благодаря атмосферным фотографиям Наиры Оганесян и рассказу, который от начала до конца пропитан музыкой ремесла.

Скрипка — моя детская несбывшаяся мечта, поэтому, когда я получила запрос из Жироны — одного из моих самых любимых городов — на съёмку мастера по изготовлению музыкальных инструментов, предвкушение захватило меня с головой. Для меня это был не просто фотопроект. Возможность увидеть процесс создания своими глазами, а тем более, поделиться этим со всеми, оказалась незабываемым опытом.

Студия Эдуарда Ситжеса, одного из лучших каталонских мастеров по изготовлению скрипок, совсем небольшая, но именно это придает ей уют и очарование. Кругом раскиданы бумага, опилки, стружки, эскизы, на всех поверхностях стоят банки с лаком и морилкой и много, очень много инструментов. Именно такие можно было найти в подобной мастерской во времена Страдивари, ведь процесс изготовления скрипок остается неизменным уже много веков. Конечно, у современных мастеров на некоторых этапах задача упрощается благодаря благам нашей цивилизации, но романтика процесса от этого совсем не страдает.

Понаблюдав за Ситжесом совсем недолго, можно увидеть всю сложность его ремесла. В музыкальном инструменте важна каждая деталь, а любая мелочь может повлиять на звук, его характер, глубину, силу, окраску, тембр. Даже малейшая ошибка может исказить или вовсе убить звучание. 

 

Новая скрипка — уникальное творение мастера — рождается путём эмоциональных падений и взлетов, когда работа овладевает всеми мыслями, когда результат появляется сквозь муки, переживания и неуверенность спустя многие часы кропотливой работы.

В конечном итоге, скрипка — это союз мастерства её создателя и таланта музыканта, для которого она сделана. Но даже в руках разных скрипачей инструмент будет иметь тот самый уникальный звук — звук своего мастера, голос рук Эдуарда Ситжеса.

Любовь и страсть, с которыми Эдуард делает свою работу, зачаровывают. Снимать этот процесс — огромная удача и мощный источник вдохновения. Я постаралась через объектив передать вам ту магическую атмосферу, в которую мне посчастливилось погрузиться, а в процессе съёмки задала Эдуарду много вопросов, ответы на которые помогли познакомиться с мастером ближе.

«Я вырос под классическую музыку — благодаря отцу она звучала в нашем доме постоянно. Со временем я стал спрашивать его о тех композициях, которые мне нравились больше других. Однажды, увидев по телевизору, как кто-то играет на скрипке, я заявил родителям, что стану скрипачом. И когда мне было четырнадцать, мы поехали с отцом в Барселону, чтобы выбрать мне первую скрипку. Я влюбился в атмосферу, которая там царила, моментально. В скрипки, парящие над рабочим столом, в разбросанные инструменты, в запах, во всё! С того момента я знал, чем хочу заниматься».  

«После окончания школы я проработал два года подмастерьем в той самой мастерской. После этого я три года учился в Англии, в одной из лучших школ мира по изготовлению скрипок. Закончив ее, я набирался опыта в одной из самых больших мастерских Англии».

«…Я не люблю торопиться, да и работа моя не предполагает спешки. Из моей мастерской выходит 4-5 инструментов в год. Это могут быть 4 скрипки и одна виолончель, например, в основном для выпускников консерватории. От начала — подбора дерева, до конца — покрытия лаком, работа занимает в среднем два­-два с половиной месяца».

«Самый сложный этап работы — покрытие лаком, он же и самый любимый. Здесь очень трудно достигнуть желаемого идеального результата. Можно испортить скрипку или, наоборот, сделать её произведением искусства. В этот процесс нужно нырять с головой и добиваться результата через настоящие муки».

«Отношения с клиентом похожи на дружбу. Когда он приходит в первый раз, то старается узнать тебя получше. Если между нами появляется связь и понимание, это хорошее начало. Сначала клиент рассказывает, чего он хочет, объясняет, как бы он хотел звучать, и мы выбираем модель скрипки и дерево для неё. После этого я начинаю работу. Некоторые клиенты хотят видеть каждый шаг, они приходят несколько раз, другие появляются лишь тогда, когда работа закончена. Когда скрипка готова, она должна звучать отлично, но через два года она будет звучать ещё лучше! На ней нужно играть, чтобы она раскрылась. И музыкант должен знать, как раскрыть потенциал, заложенный руками мастера».

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Автор и фотограф: Наира Оганесян
90
нравится 90 комментарии 8