Большое путешествие по Фарерским островам без автомобиля.

«Нас кормили поздно ночью, хотя это не входило в стоимость питания. Ради нас двоих задержали здоровенный паром с кучей людей на полчаса. Нам проводили бесплатные экскурсии по самым тайным местам и открывали киностудию в выходной день, чтобы показать как проходят съёмки кино про Францию 18 века. Много интересной информации про передвижение автостопом и гостеприимности местных жителей в целом. Вам было бы интересно для публикации?» Такое письмо пришло нам на почту от фотографа Артура Гергарта. И вот сегодня наконец-то мы делимся с вами этой истории о большом красивом путешествии и об удивительном гостеприимстве местных жителей.

Когда-то давно я начал активно развивать мысль о поездке в Скандинавию. Сразу же определились два фаворита: Исландия и Фарерские острова. Естественно этот выбор был основан на красоте картинок, которые часто попадались мне в Интернете. И вот год назад я наконец-то посетил Исландию и после такого эмоционального шока, в хорошем смысле этого слова, было чувство, что удивить меня теперь будет очень непросто. Мне казалось, что Фарерские острова это всё то, что я видел в Исландии, но только в гораздо меньших масштабах. Как же я ошибался…

Поездка на Фареры оказалась спонтанной: за пару часов было принято решение и сражу же куплены авиабилеты. Оставалось только спланировать маршрут, проживание и всякие мелочи. Основная загвоздка была в том, что у меня не было водительских прав и важно было максимально точно сопоставить посещение желанных мест с расписанием местных автобусов и паромов. На этом этапе я впервые столкнулся с очень детальной информацией обо всём на официальном сайте отдыха Фарерских островов. Туризм является существенной частью экономики страны, поэтому к нему подходят со всей ответственностью. При планировании я выделил 7 островов (всего их 18, из которых 1 необитаемый), которые казались мне наиболее впечатляющими на картинках и видео.

Я заранее распределил наше пребывание на две условные зоны: северную и южную. Соответственно, было принято решение забронировать жильё согласно этим зонам, а именно: guest house в городе Leirvík (остров Eysturoy) и караван в городе Miðvágur (остров Vágar, где находится аэропорт).

Наши приключения начались уже в самолёте. Из Копенгагена перелёт занимает около 2.5 часов и поначалу всё было хорошо. Но уже по прилёту погодные условия резко поменялись и нам объявили, что из-за густого тумана возможности для посадки нет. Около 40 минут мы кружили вокруг аэропорта и только потом пилот сообщил, что сейчас мы будем пробовать зайти на посадку. Выглядело это максимально страшно. Посадочная полоса очень короткая и я где-то слышал, что каждый пятый самолёт вынужден заново набирать высоту и садиться по новой, а в условиях практически нулевой видимости и дополнительного сорокаминутного путешествия эта перспектива мягко говоря не радовала. К счастью всё прошло хорошо.

День первый. Остров Streymoy.

По прилёту на Vágar мы сразу же купили Travel Card, который давал право безлимитного проезда на всех автобусах и паромах, кроме парома на остров Mykines. Чтобы добраться к первому месту жительства, нужно было доехать в столицу (г.Tórshavn, население 13 000 человек) и там пересесть на автобус. Город находится на острове Streymoy, поэтому первый день был посвящён именно ему.

Главным местом тут я выделил водопад Fossá – крупнейший водопад на островах. Но как оказалось по месту, добраться туда на общественном транспорте невозможно. Пока мы находились в столице, начался ливень. Немного погуляв вокруг автовокзала, промокшие насквозь, мы приняли решение доехать до ближайшей остановки к водопаду и оттуда пройтись пешком. В одну сторону это 6.5 километров (около 1.5 часа пешком), но дождь как раз закончился и настроения немного прибавилось.

Перед поездкой я читал, что передвижение автостопом – это обычное дело на Фарерских островах, в связи с чем всю дорогу мы пытались словить попутку и ускорить поход на водопад. Проблемой было то, что это не особо оживлённое место и шансов на автостоп было совсем мало. Но нам очень повезло и спустя 30 минут остановилась машина с молодой парочкой из Германии, которые с радостью согласились нас подобрать. Они даже не знали о существовании огромного водопада и были очень удивлены, когда мы туда доехали. Около часа мы гуляли и фотографировали друг друга в окрестностях Fossá, а потом ребята предложили доехать с ними в конец острова и посмотреть деревню Tjørnuvík. Это стало приятным бонусом, тем более деревня оказалась очень красивой.

Закончилось всё тем, что они отвезли нас на останову, где мы сели на последний автобус в сторону нашего первого ночлега. Доехали в Leirvík мы в 22:00, а по пути от остановки ещё успели насладиться шикарным закатом. Очень голодные и уставшие мы понимали, что нужно, во-первых, найти наш guest house, а во-вторых поселиться после дозволенного времени. Но этот день, создавший позитивное впечатление о доброте как приезжих, так и местных людей, уже не мог нас огорчить. Мало того, что нас встретили с огромной радостью, так ещё и накормили бесплатно!

День второй. Остров Eysturoy.

Мы проснулись рано утром, так как чтобы добраться в деревню Gjógv, нам снова нужно было вернуться на ту же остановку, откуда мы шли на водопад. Скажу сразу: на Фарерских островах все очень пунктуальные и автобусы приезжают практически минута в минуту. По приезду на остановку мы сразу же должны были пересаживаться на другой автобус, но его тут просто не было. Прошло 20 минут и к нам подошёл водитель другого автобуса с вопросом «а чего собственно мы тут ждём?». Когда я сказал, что собираемся поехать в деревню Gjógv, выражение лица у него поменялось в сторону чрезмерного удивления и сочувствия. Но, ни сказав ни слова, он куда-то ушёл. Через минут 10 он вернулся с радостным лицом и словами «я всё порешал!». Оказалось, что в мае туристический сезон только начинается и автобусы в Gjógv пока не ездят, но если за сутки предупредить, то за тобой приедут и отвезут. Этот мужчина просто позвонил своему другу, который ровно через 10 минут примчался на новеньком микроавтобусе за нами. Мало того, всё это входило в наш travel card и денег с нас никто не взял! В результате нас двоих везут vip кортежем в самый конец одного из островов.

Пока мы ехали, водитель спросил когда нам удобно, чтобы за нами приехали и я показал ему свой план. Идея была в том, чтобы увидеть деревню Gjógv, оттуда пройтись к наивысшей точке островов – горе Slættaratindur и вернуться назад. Но он сразу сказал, что мы не успеем и что в этом нет особого смысла, т.к. идти к горе далеко, а по дороге нет ничего интересного. Сразу же предложил отвезти нас непосредственно под гору, а когда мы спустимся, то пройдёмся в соседнее поселение и туда за нами приедут. Так мы и поступили: несмотря на то, что он специально приехал за нами двумя и отвёз в самый конец другого острова, без лишних слов развернулся и повёз в совершенно другую сторону, которая даже не является частью каких либо автобусных маршрутов. И всё это без дополнительной платы.

Подъём на гору был очень живописным, но на самой вершине образовался беспросветный туман и увидеть острова с высоты 880 метров не получилось. Именно тут на наивысшей точке я испытал сильнейший страх падения, у меня подкашивались ноги и непроизвольно трясло у края горы.

Дорога в соседнее поселение тоже оказалась очень красивой и мы в спокойном темпе прогулялись, поснимали фото и видео, а точно в указанное время за нами приехал другой микроавтобус и отвёз назад на остановку.

День третий. Остров Kalsoy.

Попасть на этот остров можно только на пароме. Был паром утренний и обеденный. Нам лучше всего подходил обеденный и чтобы не терять полдня мы решили заехать ещё раз в столицу Tórshavn, погулять там, купить сувениры и уже потом поехать на паром.

Столица очень красивая, а особенно её историческая часть, где находится здание парламента. Мы погуляли тут около часа и пошли покупать сувениры. Одним из самых главных сувениров должны были стать местные деньги. Чтобы их получить, нужно было пойти в банк и купить. Я сразу же объяснил, что мне деньги нужны на подарок и сотрудник банка очень прониклась этим. Она минут 15 выбирала самые новые купюры разного номинала, при этом утверждая каждую со мной, потом положила их в конверт и с улыбкой пожелала нам хорошего дня.

К обеду мы отправились к парому и успешно добрались на остров Kalsoy. Тут мы посетили очень известное место – маяк Kallur. По дороге назад (к остановке автобуса на паром) начался дождь и мы полностью промокли. Возле остановки было здание, в котором можно было отдохнуть, немного подсохнуть и дождаться автобуса. Когда мы зашли внутрь, увидели около шести мужчин, которые, как оказалось, приехали поработать на Фареры из Чехии. Один из них любезно предложил нам чай, сам его заварил и поставил нам на стол. Автобус приехал вовремя и мы отправились домой.

День четвёртый. Остров Suðuroy.

Это самый южный остров и чтобы сюда попасть нужно плыть на пароме 2.5 часа. Паром отправляется из столицы Tórshavn в 8:30 утра и мы сели на самый ранний автобус чтобы сюда успеть. Ради нас хозяйка дома проснулась на час раньше, чтобы приготовить завтрак. Было около 8:10 и мы уже подъезжали к городу, но тут застряли в пробке. Я немного недоумевал и не понимал, откуда пробки на Фарерских островах. Все пассажиры, включая водителя, начали что-то бурно обсуждать, на своем языке. Я уже почти смирился, что на паром мы не успеем и начал обдумывать чем заняться. Спустя некоторое время ко мне обратилась женщина и поинтересовалась, понимаем ли мы фарерский и потом рассказала, что причина пробки – последний день школьных занятий. Дети устроили какой-то поход через весь город и ради них перекрыли дорогу. Я же рассказал, что мы спешим на паром и уже никак не успеваем. Оказалось, в этом автобусе был ещё один человек, которые ехал на этот же паром и мы все дружно сообщили это водителю. Водитель сразу начал куда-то звонить со словами «попробуем что-то решить»; (где-то такое уже было, подумал я). Закончилось всё тем, что здоровенный четырехэтажный паром с кучей людей отложил отправление на полчаса ради нас троих! Автобус не поехал сразу на автовокзал, а подвёз нас прямо под паром, мы забежали через машинное отделение и сразу же отчалили.

Когда мы приплыли, должны были сесть на автобус в сторону города Sandvík, но автобуса не было. Пока мы недоумевали от происходящего, к нам подошёл мужчина с вопросом «куда мы едем?». Потом сказал, что нашего автобуса не будет, т.к. он сломался. Но, чтобы не причинять нам неудобства, он обязан отвезти нас на собственной машине и показал на неё. Это был почти новенький Mercedes E класса, который доставил нас и одну бабушку прямо в Sandvík. Мы почти были уверены, что в следующий раз за нами либо приедет лимузин, либо прилетит вертолёт!

По дороге мы разговорились и я много спрашивал о жизни на Фарерах и о том, счастлив ли он. Его ответ был приблизительно таким: «Ты же видишь в каких местах мы тут живём. У меня трое детей, любящая жена. Мои родители живут с нами на одной улице. У меня свой дом, хороший автомобиль. Да, я счастлив! Единственное чего нам не хватает, так это немного больше солнца, а то дожди иногда очень надоедают.»; Кстати подвёз он нас на максимально близкое расстояние к пешеходной тропе, чтобы мы не теряли время впустую.

Тут мы посетили знаменитый деревянный мост с видом на потрясающие скалы и океан. Поскольку эта прогулка заняла много времени, мы приняли решение поехать в противоположную сторону острова, чтобы увидеть маяк Akraberg. К автобусу нас доставило такси, которое точно в указанный срок приехало за нами. Автобус же довёз нас в деревню Sunnbøur. У нас оставалось всего 1.5 часа на всё. Чтоб вы понимали насколько всё было критично: от деревни Sunnbøur до маяка нужно было пройти 5 км пешком, потом поснимать маяк и наконец дойти назад на последний автобус к парому. Темп был выбран ОЧЕНЬ быстрый.

Возле маяка мы встретили местного жителя Сэмми, который очень дружелюбно начал нам много всего рассказывать и расспрашивать, ну а мы каждые 3 минуты напоминали ему, что нам надо спешить. Изначально я не планировал посещать эту локацию, т.к. на острове есть более красивые места, но то, что случилось потом, поменяло абсолютно всё. Сэмми потащил нас обходными путями вдоль побережья океана со словами «Я вам гарантирую, что вы первые туристы из Украины, которые были тут и видели эту красоту». Места оказались действительно очень живописными и полностью затмили сам маяк.

Я до последнего не мог поверить, что мы успеем на автобус, но мы сделали это. Очень уставшие, но максимально довольные сели на паром и поплыли назад. В Tórshavn нам снова пришлось ловить автостопом машину, потому что мы не успели на последний автобус. Нас подвозили 3 раза разные люди всё ближе и ближе, пока мы не встретили ребят, которые ехали прямо в нужное нам место.

День пятый. Остров Vágar.

На самом деле мы планировали поездку на Mykines. Оказывается, чтобы попасть туда, нужно заранее бронировать место на пароме, т.к. это частная компания и мест не так много. Я как-то упустил этот момент, но до последнего надеялся на везение. И оно произошло: поздно ночью кто-то отказался от поездки и я успешно забронировал 2 места. Утром, когда мы приехали к парому, нам сообщили, что поездку отменили из-за сильных волн у самого острова и причалить к нему невозможно. Мы не растерялись и прямо от точки отправления парома направились в другую локацию – шикарный Tindhólmur.

На это место мы потратили 6 часов. По возвращению я увидел парня, который был с нами прямо на конце острова, который как раз садился в машину. Стало очевидным, что если он с самого утра пришёл сюда, значит остальные места на острове он ещё не посетил, а смотреть тут есть что. Это оказалось именно так, он согласился взять нас с собой и вместе мы посетили абсолютно невероятную деревню Gásadalur ещё одни утёсы и деревню Bøur.

День шестой. Бонусный.

Это был последний день на Фарерах. Посадка на самолёт начиналась в обед и нужно было себя чем-то занять. Мы решили пойти к очень известному Sørvágsvatn – то самое озеро, которое будто парит над океаном. Но погода просто не позволила этого сделать, встретив нас с самого утра проливным дождём и сильным ветром. Поскольку до автобуса в аэропорт оставалось куча времени, мы снова вышли автостопить. Буквально минут через семь остановилась машина и к нам вышел мужчина скандинавской внешности с бородой и длинными волосами. По совпадению они со своей спутницей ехали тоже в сторону аэропорта.

Мы разговорились и когда они начали рассказывать про себя, началось самое интересное. Я большой поклонник шведско-датского детективного телесериала Мост (швед. Bron, дат. Broen), действия которого разворачиваются на Эресуннском мосту, соединяющего столицу Дании – Копенгаген и шведский город Мальмё. Так вот, спутница мужчины оказалась родом из Мальмё, а сам мужчина из Копенгагена. Тут я немного потерялся. Я им говорю, что есть же сериал Мост, который один из моих самых любимых, на что мужчина поворачивается ко мне и заявляет, что он актёр (не этого сериала, но на него он тоже проходил кастинг)! Мы разговорились на эту тему, а женщина спрашивает есть ли у нас время. Я говорю, что куча времени, поскольку самолёт ещё не скоро. И тут она предлагает поехать на киностудию! Я сначала немного не понял и мне показалось, что просто не расслышал её. Но это оказалось правдой и они повезли нас на фарерскую киностудию, которая находится прямо рядом с аэропортом. Сказать, что это был шок – ничего не сказать!

Поскольку это был выходной день, они открыли студию специально для нас и провели экскурсию по всей съёмочной площадке. Нам рассказывали как создаются декорации, как они подают объявления в Интернете о поиске мебели и жители Фарер с радостью им приносят всё необходимое, рассказывали про всякие съёмочные нюансы, про подбор актёров, как они вживаются в роли и ещё кучу всего интересного. Женщина эта оказалась главным дизайнером всех декораций, а мужчина весьма знаменитым датским актёром Rudi Køhnke. Мы очень мило провели время, добавились в друзья и теперь будем с нетерпением ждать выхода этого фильма – драмы Fågelfångarens Son (Сын ловца птиц). Rudi рассказал, что пока они ехали, обсуждали как важно помогать людям и буквально через несколько минут увидели нас и сразу же остановились. Теперь я точно знаю, что Фарерские острова — это просто сказка и сюда обязательно нужно возвращаться!

Немного полезной информации о Фарерских островах.

Как добраться: перелёт Копенгаген – Фарерские острова – Копенгаген, авиалинии SAS, стоимость около 200 $/чел если бронировать заранее.

Стоимость нашего жилья: guest house 145 $/сутки (включён завтрак) + караван 65 $/сутки.

Когда лучше всего лететь: май – август.

Как питаться: можно покупать еду в городских супермаркетах (цены +- как в Исландии), можно в ресторанчиках (их не так много, нужно заранее искать). Есть одно культовое место – ресторан Koks. Особенный он тем, что тут готовят всё из местных продуктов и сами блюда не похожи ни на что. Тут можно попробовать икру морского ежа, десерты из водорослей и многое другое. Я, к сожалению, сюда не попал, т.к. все столы на всё время были заняты до начала сентября. Поэтому бронируйте заранее!

Стоимость Travel Card: 90 $/чел на 7 дней.

Стоимость аренды автомобиля: около 450$ на 8 дней. Стоимость парома на Mykines: 8 $/чел. Я бы рекомендовал бронировать вертолёт. Его стоимость около 35 $/чел в одну сторону, зато есть гарантия, что вы точно туда попадёте. Лететь туда стоит только ради того, чтобы увидеть колонии знаменитых птиц Puffin (Тупик).

Официальный сайт: www.visitfaroeislands.com

Еще статьи о Фарерах на Simple + Beyond:

5 самых красивых мест в мире, куда можно добраться только на яхте.